GEOАвторы
Супруги из Франции - журналистка Кристин Папени и фотограф Оливье Папени - искали в Бенине корни загадочного культа вуду
Из всех религиозных культов мира вуду пользуется, наверное, самой дурной репутацией. Кровавые жертвоприношения (поговаривают, что и человеческие тоже), покорные чужой воле ожившие мертвецы-зомби, иголки, которые жестокие колдуны вонзают кукле в сердце, насылая порчу на людей... В целом ряде голливудских триллеров вроде "Сердца Ангела" с Микки Рурком в главной роли вуду предстает перед испуганным зрителем как самая экзотическая и самая мрачная разновидность черной магии.
Не будем утверждать, что у этого культа нет темной стороны. Сами приверженцы вуду этого не отрицают и убеждены в действенности магических ритуалов, порой очень жестоких. Однако зомбирование (в любом виде, вне зависимости от того, верим мы в это или нет) и утыканные иголками тряпичные куклы - это еще далеко не все.
Пятьсот лет назад корабли работорговцев увозили из Африки не только закованных в колодки чернокожих пленников. С ними в Новый Свет прибыла их музыка, их танцы. И их вера.
Шли десятилетия, и на плантациях Гаити, Бразилии, Кубы, Луизианы древние верования Западной Африки причудливо смешивались с отдельными католическими обрядами и местными индейскими поверьями. Так возник вуду - новая форма древнего культа вудун (водун).
А на своей родине, в африканском королевстве Дагомея, вудун оставался самим собой, успешно противясь влиянию католицизма и ислама. Ведь это были религии пришельцев и колонизаторов. А культовой практике Западной Африки, как считают ее адепты, не меньше 10 000 лет.
На языке эве вудун означает "дух", "божество". Эта вера возникла из почитания обожествленных предков и духов природы - Воды, Воздуха, Земли и Огня.
"ЙОВО-ЙОВО, ДОБРЫЙ ВЕЧЕР, ХОРОШО, СПАСИБО!" - УЛЫБАЯСЬ, КРИЧАТ БЕГУЩИЕ РЯДОМ с МАШИНОЙ ДЕТИ. "Йово" - так в Бенине (до 1975 года - республика Дагомея) называют всех белых людей.
Как считается, словцо "йово" произошло от французского je veux, "я хочу". Каким образом - легко догадаться: право белого господина - требовать то, что он хочет. Черные люди должны исполнять эти желания...
В независимом Бенине белый человек - редкая птица, и по дороге из аэропорта Котону "йово-йово" слышишь так часто, что скоро начинает кружиться голова. Веселые детские голоса - первая ниточка, которая связывает нас с Черным континентом.
И только они как-то смягчают шок, который с первых минут переживаешь на этой земле. Бетонные полосы аэропорта явно не привыкли к частым взлетам и посадкам, грунтовое шоссе, по которому мы едем, сплошь в ухабах. Мелькающие за окном деревни и городки выглядят как сплошной безнадежный "недост-рой". До стадии отделки домам явно далеко, но в них уже давно живут. В тропиках это нетрудно: сооруди навес из пальмовых листьев - и вселяйся.
Бедность - вечный спутник бенинцев. Большинство едва сводит концы с концами. Но стоит ли впадать в отчаяние, если на твоей стороне духи предков? С ними можно преодолеть любые трудности.
Здесь верят, что у всего в нашей жизни есть свой божественный покровитель. Если задобрить нужного духа подношением, он может помочь. Обряды вудун исполняют две трети бенинцев, даже те, кто считает себя мусульманами или католиками - многие исповедуют две религии, не отдавая явного предпочтения ни одной из них. После мессы в католическом храме можно совершить древний ритуал, принеся в жертву собаку, кошку или другое животное - двойная божественная защита не повредит.
Бенин - единственная страна, где вудун признан официальной религией. В городе Вида - историческом центре культа - ежегодно 10 января проводят День вудуна.
В Виде мы напросились в гости к Антуану Чеди по прозвищу Лакалоке. Он жрец оракула Фа - божества судьбы и предсказаний. Его знают все и все идут к нему за советом. Лакалоке обращается к оракулу, а тот говорит, какого духа оскорбил пришедший и какое животное теперь нужно пожертвовать в искупление. Сегодня Антуан не принимает просителей: он проводит церемонию в память о своем отце, похоронен-1ном прямо под полом его дома. В начале жрец, как всегда, советуется с Фа: какой ритуал больше подойдет к случаю? К какому божеству лучше обратиться? Пользуясь минутами ожидания, мы оглядываемся в маленькой полутемной комнате. Все необходимое для церемонии уже приготовлено: три идола, бутылка джина, орехи кола, несколько блюд и банкнота в тысячу местных франков - подарки духу. В сторонке молятся и негромко напевают что-то три женщины. Слышно, как снаружи жужжат мухи и на залитом слепящим солнцем дворе бродит домашняя живность.
Призвав дух отца, Лакалоке бросает орехи в джин, обливает идолов и точными движениями перерезает горло внесенным в комнату петуху и козлу. Кровь хлещет на фетиши. Божество должно остаться довольным. Не внакладе и люди: мясо убитых животных пойдет на домашний стол. Такое лакомство здесь позволяют себе нечасто, только в дни жертвоприношений.
Судя по выбору жертв, Лакалоке обращался к вуду-ну Легбе. Курица, собака и козел - это его животные, такие же похотливые создания, как сам Легба. Легба служит посредником и переводчиком при общении людей и божеств - ведь говорят они на разных языках.
Мы уже знаем, что Легбу всегда изображают невысоким мужчиной, вечно сосущим трубку, сладости или, в крайнем случае, собственные пальцы. Этот ву-дун обладает неуемным темпераментом и огромным пенисом, даже его танец имитирует совокупление. Легбе подражают его жрецы - легбано, для убедительности использующие деревянные фаллосы.
В доме лакалоке обошлось, правда, без секса. ЛИцезреть проделки легбы нам довелось чуть позже, в Абомее. Раз в пять лет этот город удостаивают своим визитом необычные гости: принцы и принцессы Несухве. Они приходят в облике людей в белых одеяниях, украшенных драгоценностями. Жители Абомея считают духов Несухве своими прародителями.
Пять вечеров подряд горожане с трепетом ждут их благословения. А напоследок устраивают особый ритуал. В этот вечер Легба получает подношение - мальчика, на которого указал оракул Фа. Ненасытное божество, согласно традиции, должно овладеть ребенком. Жрец имитирует насилие, размахивая огромным деревянным "секс-символом". Нам становится не по себе... А зрители вокруг смеются и требуют еще.
Что переживает ребенок во время подобного действа? остается теряться в догадках. К детям здесь, видимо, относятся проще. В селении Сави мы видели, как колдун вызывал духов умерших детей, Абику. Духи эти обитают в кустарниках - и вот почему.
Считается, что прячущиеся в укромных уголках духи страдают от голода и невнимания: никто их не почитает, не приносит им жертв. И они вселяются в тела новорожденных, как паразиты, питаясь их едой. Дитя начинает чахнуть, и тогда догадавшаяся о причине недуга мать решает прогнать духа. Она наносит ребенку порезы и посыпает раны перцем - пусть Абику пострадает! Если дух упорно терпит мучения и не выходит, ребенок умирает. Его не хоронят, а просто бросают в кусты, чтобы еще больше досадить Абику...
Очевидцы утверждали, что иногда мать даже пинала и терзала труп, чтобы Абику испугался и не вселялся в ее будущих детей. (Надеемся, теперь до такого не доходит, но еще сто лет назад потрясенные исследователи сообщали о таких случаях.) Но вернемся к самой церемонии в Сави.
Вызванные духи Абику снова вселятся в младенцев, и тогда окружающие не смогут даже прикоснуться к детям - иначе они сами умрут. И все же охваченная ужасом толпа ожидает пришествия духов.
Вот на тропинке появляются "ожившие" Абику, с головы до пят закутанные в разноцветные ткани, в масках и перчатках. Они медленно ползут на коленях по пути, который намечает для них колдун, бросая на землю орехи кола. Видно, как черные тела зрителей, словно на холоде, покрываются "гусиной кожей". Они просят у мертвецов прощения и благословения... Но зачем вызывать духов, если они так опасны?
Смысл увиденного в Бенине нередко ускользал от нас. Африканские верования и ритуалы разнятся от деревни к деревне не меньше, чем диалекты, на которых говорят соседние селения. Порой, когда мы расспрашивали бенинцев, каждую фразу переводили с языка на язык три-четыре толмача. Да и отношение к йово здесь настороженное. Нужно провести годы среди африканцев, чтобы они приняли пришельца и посвятили его в тонкости своего бытия. В том числе в тонкости вуду-на, который возник из мифологических представлений тридцати с лишним народностей Западной Африки! Непосвященному легко ошибиться: в пантеоне вудуна сотни божеств, некоторых почитают только в отдельных деревнях. Однако общие черты культовых церемоний все же просматриваются.
Вот как выглядит ритуал в честь Трона, почитаемого в Годомее. Этот вудун хранит людей от проклятий, ядов и колдовских чар. Сегодня собравшиеся хотят испросить его благословения на женитьбу молодого человека, сына старейшины.
Духа вызывают в особом святилище - хунфоре, большой хижине с пристроенным навесом. Сначала в землю вкапывают высокий шест, чтобы дух спустился по нему из небесного жилища. Затем все усаживаются на землю у стен хунфоре, мужчины отдельно от женщин. Женщины в белых одеждах что-то напевают и молятся, мужчины одобрительно кивают.
ПЕрешагнув через лежащих на земле связанных кур, двух котят и собаку, в святилище входит жрец Софо Токдну. После короткой молитвы он берет оцепеневшую от страха собаку и перерезает ей глотку. Отделяет голову от тела и кладет ее на фетиш. Достает собачье сердце и водружает на еще дрожащую морду пса. Когда с собакой покончено, наступает черед других жертв...
В этот момент Трон должен спуститься на землю. Мы видим, как неистово сотрясаются тела зрителей: их наполняет сила сошедшего с небес и вселившегося в них вудуна. А жрец, приглядываясь к танцующим, решает, чьими устами будет говорить дух. Внезапно он указывает на одну женщину. Она в трансе приближается к жрецу, чтобы передать ему слова вудуна. Доволен ли он жертвой? Одобряет ли женитьбу? Женщина что-то бормочет, жрец напряженно вслушивается: только он может верно истолковать слова вудуна...
Похожим образом проходит церемония в честь вудуна Коффи Ганбада. Сперва, после установки шеста и танца вокруг фетиша, его осыпают благовониями. Следует традиционное жертвоприношение. По движениям участников церемонии постепенно становится видно, что ими овладевает неведомая сила. Они мечутся, трясут головами, с разбега налетают всем телом на стволы деревьев. Но чувствуют ли они боль? Их одержимость достигает пика - и вот люди один за другим выскакивают из святилища, чтобы прийти в себя. В селении Ганвье почитают Коку, могущественное божество-воина, способное сопротивляться колдовству. О начале церемонии извещает мерный бой тамтамов. Лица людей покрыты смесью муки, пальмового масла и яиц, на бедрах - юбки из пальмовых волокон. На земле беззвучно бьется собака со связанными лапами и мордой. Бедное животное сейчас умрет, чтобы на посвященных снизошел божественный дух. Жрец хватает собаку, режет ей горло. Смотреть на это невыносимо тяжело. Мы отводим глаза...
И вот уже все в экстазе катаются по земле, разбивают о свои головы бутылки с водой, наотмашь колют себя ножами. Наконец участники этой неистовой пляски бросаются к реке, но и прохладная вода не приводит людей в чувство: закатившиеся глаза не видят ничего вокруг... Люди забыли обо всем, они слились с духом, который дает им надежду. Единственную надежду в их нелегкой жизни. o
Кристин Папени. Журнал "ГЕО"