MARZ xXx

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » MARZ xXx » Галерея Ужасов » Вуду


Вуду

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

GEOАвторы
Супруги из Франции - журналистка Кристин Папени и фотограф Оливье Папени - искали в Бенине корни загадочного культа вуду

Из всех религиозных культов мира вуду пользуется, наверное, самой дурной репутацией. Кровавые жертвоприношения (поговаривают, что и человеческие тоже), покорные чужой воле ожившие мертвецы-зомби, иголки, которые жестокие колдуны вонзают кукле в сердце, насылая порчу на людей... В целом ряде голливудских триллеров вроде "Сердца Ангела" с Микки Рурком в главной роли вуду предстает перед испуганным зрителем как самая экзотическая и самая мрачная разновидность черной магии.
   Не будем утверждать, что у этого культа нет темной стороны. Сами приверженцы вуду этого не отрицают и убеждены в действенности магических ритуалов, порой очень жестоких. Однако зомбирование (в любом виде, вне зависимости от того, верим мы в это или нет) и утыканные иголками тряпичные куклы - это еще далеко не все.
   Пятьсот лет назад корабли работорговцев увозили из Африки не только закованных в колодки чернокожих пленников. С ними в Новый Свет прибыла их музыка, их танцы. И их вера.
   Шли десятилетия, и на плантациях Гаити, Бразилии, Кубы, Луизианы древние верования Западной Африки причудливо смешивались с отдельными католическими обрядами и местными индейскими поверьями. Так возник вуду - новая форма древнего культа вудун (водун).
   А на своей родине, в африканском королевстве Дагомея, вудун оставался самим собой, успешно противясь влиянию католицизма и ислама. Ведь это были религии пришельцев и колонизаторов. А культовой практике Западной Африки, как считают ее адепты, не меньше 10 000 лет.
   На языке эве вудун означает "дух", "божество". Эта вера возникла из почитания обожествленных предков и духов природы - Воды, Воздуха, Земли и Огня.
   "ЙОВО-ЙОВО, ДОБРЫЙ ВЕЧЕР, ХОРОШО, СПАСИБО!" - УЛЫБАЯСЬ, КРИЧАТ БЕГУЩИЕ РЯДОМ с МАШИНОЙ ДЕТИ. "Йово" - так в Бенине (до 1975 года - республика Дагомея) называют всех белых людей.
   Как считается, словцо "йово" произошло от французского je veux, "я хочу". Каким образом - легко догадаться: право белого господина - требовать то, что он хочет. Черные люди должны исполнять эти желания...
   В независимом Бенине белый человек - редкая птица, и по дороге из аэропорта Котону "йово-йово" слышишь так часто, что скоро начинает кружиться голова. Веселые детские голоса - первая ниточка, которая связывает нас с Черным континентом.
   И только они как-то смягчают шок, который с первых минут переживаешь на этой земле. Бетонные полосы аэропорта явно не привыкли к частым взлетам и посадкам, грунтовое шоссе, по которому мы едем, сплошь в ухабах. Мелькающие за окном деревни и городки выглядят как сплошной безнадежный "недост-рой". До стадии отделки домам явно далеко, но в них уже давно живут. В тропиках это нетрудно: сооруди навес из пальмовых листьев - и вселяйся.
   Бедность - вечный спутник бенинцев. Большинство едва сводит концы с концами. Но стоит ли впадать в отчаяние, если на твоей стороне духи предков? С ними можно преодолеть любые трудности.
   
   Здесь верят, что у всего в нашей жизни есть свой божественный покровитель. Если задобрить нужного духа подношением, он может помочь. Обряды вудун исполняют две трети бенинцев, даже те, кто считает себя мусульманами или католиками - многие исповедуют две религии, не отдавая явного предпочтения ни одной из них. После мессы в католическом храме можно совершить древний ритуал, принеся в жертву собаку, кошку или другое животное - двойная божественная защита не повредит.
   Бенин - единственная страна, где вудун признан официальной религией. В городе Вида - историческом центре культа - ежегодно 10 января проводят День вудуна.
   В Виде мы напросились в гости к Антуану Чеди по прозвищу Лакалоке. Он жрец оракула Фа - божества судьбы и предсказаний. Его знают все и все идут к нему за советом. Лакалоке обращается к оракулу, а тот говорит, какого духа оскорбил пришедший и какое животное теперь нужно пожертвовать в искупление. Сегодня Антуан не принимает просителей: он проводит церемонию в память о своем отце, похоронен-1ном прямо под полом его дома. В начале жрец, как всегда, советуется с Фа: какой ритуал больше подойдет к случаю? К какому божеству лучше обратиться? Пользуясь минутами ожидания, мы оглядываемся в маленькой полутемной комнате. Все необходимое для церемонии уже приготовлено: три идола, бутылка джина, орехи кола, несколько блюд и банкнота в тысячу местных франков - подарки духу. В сторонке молятся и негромко напевают что-то три женщины. Слышно, как снаружи жужжат мухи и на залитом слепящим солнцем дворе бродит домашняя живность.
   Призвав дух отца, Лакалоке бросает орехи в джин, обливает идолов и точными движениями перерезает горло внесенным в комнату петуху и козлу. Кровь хлещет на фетиши. Божество должно остаться довольным. Не внакладе и люди: мясо убитых животных пойдет на домашний стол. Такое лакомство здесь позволяют себе нечасто, только в дни жертвоприношений.
   Судя по выбору жертв, Лакалоке обращался к вуду-ну Легбе. Курица, собака и козел - это его животные, такие же похотливые создания, как сам Легба. Легба служит посредником и переводчиком при общении людей и божеств - ведь говорят они на разных языках.
   Мы уже знаем, что Легбу всегда изображают невысоким мужчиной, вечно сосущим трубку, сладости или, в крайнем случае, собственные пальцы. Этот ву-дун обладает неуемным темпераментом и огромным пенисом, даже его танец имитирует совокупление. Легбе подражают его жрецы - легбано, для убедительности использующие деревянные фаллосы.
   В доме лакалоке обошлось, правда, без секса. ЛИцезреть проделки легбы нам довелось чуть позже, в Абомее. Раз в пять лет этот город удостаивают своим визитом необычные гости: принцы и принцессы Несухве. Они приходят в облике людей в белых одеяниях, украшенных драгоценностями. Жители Абомея считают духов Несухве своими прародителями.
   Пять вечеров подряд горожане с трепетом ждут их благословения. А напоследок устраивают особый ритуал. В этот вечер Легба получает подношение - мальчика, на которого указал оракул Фа. Ненасытное божество, согласно традиции, должно овладеть ребенком. Жрец имитирует насилие, размахивая огромным деревянным "секс-символом". Нам становится не по себе... А зрители вокруг смеются и требуют еще.
   Что переживает ребенок во время подобного действа? остается теряться в догадках. К детям здесь, видимо, относятся проще. В селении Сави мы видели, как колдун вызывал духов умерших детей, Абику. Духи эти обитают в кустарниках - и вот почему.
   Считается, что прячущиеся в укромных уголках духи страдают от голода и невнимания: никто их не почитает, не приносит им жертв. И они вселяются в тела новорожденных, как паразиты, питаясь их едой. Дитя начинает чахнуть, и тогда догадавшаяся о причине недуга мать решает прогнать духа. Она наносит ребенку порезы и посыпает раны перцем - пусть Абику пострадает! Если дух упорно терпит мучения и не выходит, ребенок умирает. Его не хоронят, а просто бросают в кусты, чтобы еще больше досадить Абику...
   Очевидцы утверждали, что иногда мать даже пинала и терзала труп, чтобы Абику испугался и не вселялся в ее будущих детей. (Надеемся, теперь до такого не доходит, но еще сто лет назад потрясенные исследователи сообщали о таких случаях.) Но вернемся к самой церемонии в Сави.
   Вызванные духи Абику снова вселятся в младенцев, и тогда окружающие не смогут даже прикоснуться к детям - иначе они сами умрут. И все же охваченная ужасом толпа ожидает пришествия духов.
   Вот на тропинке появляются "ожившие" Абику, с головы до пят закутанные в разноцветные ткани, в масках и перчатках. Они медленно ползут на коленях по пути, который намечает для них колдун, бросая на землю орехи кола. Видно, как черные тела зрителей, словно на холоде, покрываются "гусиной кожей". Они просят у мертвецов прощения и благословения... Но зачем вызывать духов, если они так опасны?
   Смысл увиденного в Бенине нередко ускользал от нас. Африканские верования и ритуалы разнятся от деревни к деревне не меньше, чем диалекты, на которых говорят соседние селения. Порой, когда мы расспрашивали бенинцев, каждую фразу переводили с языка на язык три-четыре толмача. Да и отношение к йово здесь настороженное. Нужно провести годы среди африканцев, чтобы они приняли пришельца и посвятили его в тонкости своего бытия. В том числе в тонкости вуду-на, который возник из мифологических представлений тридцати с лишним народностей Западной Африки! Непосвященному легко ошибиться: в пантеоне вудуна сотни божеств, некоторых почитают только в отдельных деревнях. Однако общие черты культовых церемоний все же просматриваются.
   
   Вот как выглядит ритуал в честь Трона, почитаемого в Годомее. Этот вудун хранит людей от проклятий, ядов и колдовских чар. Сегодня собравшиеся хотят испросить его благословения на женитьбу молодого человека, сына старейшины.
   Духа вызывают в особом святилище - хунфоре, большой хижине с пристроенным навесом. Сначала в землю вкапывают высокий шест, чтобы дух спустился по нему из небесного жилища. Затем все усаживаются на землю у стен хунфоре, мужчины отдельно от женщин. Женщины в белых одеждах что-то напевают и молятся, мужчины одобрительно кивают.
   ПЕрешагнув через лежащих на земле связанных кур, двух котят и собаку, в святилище входит жрец Софо Токдну. После короткой молитвы он берет оцепеневшую от страха собаку и перерезает ей глотку. Отделяет голову от тела и кладет ее на фетиш. Достает собачье сердце и водружает на еще дрожащую морду пса. Когда с собакой покончено, наступает черед других жертв...
   В этот момент Трон должен спуститься на землю. Мы видим, как неистово сотрясаются тела зрителей: их наполняет сила сошедшего с небес и вселившегося в них вудуна. А жрец, приглядываясь к танцующим, решает, чьими устами будет говорить дух. Внезапно он указывает на одну женщину. Она в трансе приближается к жрецу, чтобы передать ему слова вудуна. Доволен ли он жертвой? Одобряет ли женитьбу? Женщина что-то бормочет, жрец напряженно вслушивается: только он может верно истолковать слова вудуна...
   Похожим образом проходит церемония в честь вудуна Коффи Ганбада. Сперва, после установки шеста и танца вокруг фетиша, его осыпают благовониями. Следует традиционное жертвоприношение. По движениям участников церемонии постепенно становится видно, что ими овладевает неведомая сила. Они мечутся, трясут головами, с разбега налетают всем телом на стволы деревьев. Но чувствуют ли они боль? Их одержимость достигает пика - и вот люди один за другим выскакивают из святилища, чтобы прийти в себя. В селении Ганвье почитают Коку, могущественное божество-воина, способное сопротивляться колдовству. О начале церемонии извещает мерный бой тамтамов. Лица людей покрыты смесью муки, пальмового масла и яиц, на бедрах - юбки из пальмовых волокон. На земле беззвучно бьется собака со связанными лапами и мордой. Бедное животное сейчас умрет, чтобы на посвященных снизошел божественный дух. Жрец хватает собаку, режет ей горло. Смотреть на это невыносимо тяжело. Мы отводим глаза...
   И вот уже все в экстазе катаются по земле, разбивают о свои головы бутылки с водой, наотмашь колют себя ножами. Наконец участники этой неистовой пляски бросаются к реке, но и прохладная вода не приводит людей в чувство: закатившиеся глаза не видят ничего вокруг... Люди забыли обо всем, они слились с духом, который дает им надежду. Единственную надежду в их нелегкой жизни. o
Кристин Папени. Журнал "ГЕО"

0

2

Кровавые жертвы вуду
Главной темой пятого номера "Знание - сила" за прошлый год было "зомбирование сознания". Можно ли манипулировать сознанием человека? В чем секрет многих магико-мистических и религиозных практик? Что кроется за ритуалами шаманов и колдунов? В материалах номера не раз упоминался один из самых "страшных языческих  культов" - культ вуду, популярный на островах Вест-Индии. Тем интереснее было встретить на страницах немецкого журнала "P.M. Hystory" статью об этом культе. Заглянем в нее.
http://i039.radikal.ru/0804/07/4ca3bb2db653.jpg
Вера вуду родилась в Африке. Невольники, обманом вывезенные с ее берегов на американскую чужбину, могли взять с собой лишь заветы предков. Казалось, со временем они потускнеют, изгладятся, станут теплиться в глубине души тенью забытых верований. Но по прошествии нескольких столетий древняя магия все так же жива. В наши дни она вырвалась из-под спуда. Культ вуду приобрел необычную популярность в Америке. Нам, способным судить о нем лишь по фильмам ужасов, этот культ кажется кровавым и жестоким. Но каков он на самом деле? Почему афро-американцы так уповают на помощь духов вуду? И почему духи благосклонны к ним?

Они в клубке едином завершают
пляску,
надорвался в крике большой барабан,
кон-кон-кончилась румба,
ко-мабо-бам-бам!

Хосе Тальет (пер. Н. Горской)

Африка в сердце Вест-Индии

"Вуду" - при одном звуке этого слова в нас пробуждаются мрачные воспоминания: кукла, истыканная иглами ("Она насылает смерть врагу!"); таинственные, экстатические ритуалы (помните фильм "Сердце Ангела" с Микки Рурком?); зомби, бродящие призраками в ночи (о том, что нас всех "зомбируют", мы читаем и слышим вот уже второе десятилетие). Роковые проклятия и непоправимые несчастья, беды и страхи, магия и всевластие зла - все соединилось в слове "вуду". Так кажется нам, воспитанным уже, скорее, на фильмах Голливуда, чем на "какой-то классике". В Голливуде же снято немало фильмов, посвященных ритуалам культа вуду. Неужели все они правдивы?

Попробуем разобраться. Начнем с того, что точно очертим смысл слова Voodoo. Оно пришло к нам из африканской страны Бенин (Дагомея), где на местном языке фони означало "божество", "дух".

В наши дни эта древняя африканская религия бытует под несколькими названиями. На Гаити, что более всего нам знакомо, она бытует под именем "вуду". В США и на Кубе ее зовут "сантерия", в Бразилии - "макумба". По-прежнему она пользуется популярностью и на своей родине - в Западной Африке, например, в Нигерии, Сенегале и Бенине. Полагают, что сейчас во всем мире насчитывается около пятидесяти миллионов приверженцев культа вуду. Пусть эта цифра может оказаться преувеличенной, ясно одно, что этот экзотический, как кажется нам, культ процветает. Мы имеем дело не с жалкой группкой колдунов, а с популярной народной религией.

Первые поклонники вуду появились в Америке в ХVII-ХVIII веках. Это были не миссионеры, не бродячие проповедники, а рабы. Их доставляли в Америку не с почетом и помпой, а в кандалах в трюмах переполненных кораблей. Эти невольники, обманом или насилием похищенные с берегов Западной Африки, с собой везли лишь память, а в ней дорогим достоянием - секреты родных богов, которые только и могли помочь на чужбине.

Иногда изгнанники открыто молились своим богам, но чаще делали это тайно. Молитвами и жертвами они пытались облегчить себе жизнь, скрасить немилостивую судьбину. Имена богов, к которым они взывали, напоминали им о далекой родине, куда не вернуться было ни им, ни их потомкам. "Африка троп неторных и глухо гудящих горнов" (Н. Гильен) - ее вспоминали, о ней мечтали, и где-то в ночном мраке их голосам внимали боги. Боги вуду!

Во всей Вест-Индии - на Мартинике, Гренаде, Пуэрто-Рико, Тринидаде, Ямайке и даже на коммунистической Кубе - потомки прежних рабов хранят верность богам вуду.

Бог в теле человека

Бой барабанов слышен издали. Он доносится из беднейших кварталов столицы Гаити - Порт-о-Пренса - с раннего утра, пробуждая спящих. Местные жители понимают значение этого сигнала и без особой спешки собираются в святилище, где начинается церемония вуду.

Европейцы, привыкшие молиться Христу среди пышных интерьеров храмов, будут, пожалуй, озадачены, даже разочарованы, увидев происходящее. Ведь молельня почитателей вуду зовется "святилищем" скорее для красного словца. Это - неприметная деревянная хижина, крытая тростником. Она никак не выделяется среди других домишек гаитянских трущоб - разве что странный деревянный столб возвышается посреди постройки. Его называют "poteau mitan"; он, словно мост, переброшенный из одного мира в другой - из нашего в потусторонний. Мерцают черные свечи; на балке сиротливо горит электрическая лампочка без абажура - вот и все освещение этой негритянской церквушки.

Готовясь к празднику, священник заботливо посыпает белой мукой пол перед столбом и чертит вокруг на земле загадочный символ: он передается из поколения в поколение и помогает заклинать духов.

Большинство верующих хорошо знают распорядок службы. Они так привыкли к нему, что поначалу даже не обращают внимание на священника - о чем-то говорят, как будто скучают. Но вот слышится шум, оживление. Это засуетились несколько пожилых женщин, одетых в белые одежды и покрытых белыми платками. Они пытаются вызывать девушек на танец, тормошат их, увлекают. Они так настырны, что даже вкатывают этим мулаткам оплеухи. Наконец, те срываются с места, начинают покачиваться под неуемную дробь барабанов.

Постепенно увлекается и толпа. Она уже пышет энергией. Все больше мужчин и женщин пускаются в танец; другие что-то поют. Вперед выходит священник. Он сжимает живого петуха. Взяв его за ноги, он размахивает им - вначале влево, потом вправо, вперед и, наконец, назад, совершая очистительную церемонию. Затем на мгновение кладет птицу наземь перед начерченным здесь узором и дает ей зерна. Если перепуганный петух ничего не клюет, священник отпускает его. Если берет приманку, вот ему и судьба. Его подбрасывают вверх, а потом ломают ему крылья и лапы. Бедный петух не успевает даже помучиться. Священник тут же сносит ему голову, а потом бросает еще подрагивающее тельце на узор, начерченный на земле, и выкладывает на нем крест из муки. Этот крест не имеет ничего общего с христианским; это - древний знак, символизирующий четыре страны света. Барабаны гремят все громче.

Мама, румба, барабаны и труба!                               http://i029.radikal.ru/0804/6d/c2f5b9b7652f.jpg
Мамимба-барабан, мабомба-
барабан!
Продолжайте пляску-чече-пляску-
пляску!
Продолжайте пляску-чече-пляску-
пляску!
Продолжайте пляску-чече-пляску-
пляску!

Танцоры пляшут все разнузданнее; они поют и прихлопывают в ладоши. Кубинский поэт Хосе Тальет писал о подобном танце:

Тугие ягодицы девчонки Томасы -
два огромных шара - вокруг оси
незримой
в сумасшедшем ритме начали
вращаться...
А у негра ноги - живые две
пружины,
и живот пружинит, и, весь
пружиня,
к ней на каблуках подходит он.

И вот уже первые танцоры впадают в транс. Некоторые из зрителей тоже завороженно громыхаются на пол - закатив глаза, вывернув руки. Это - культ вуду.

Гаитяне верят, что в состоянии транса человеком овладевает божество (loa). Никогда не угадаешь, кто из богов на этот раз вселится в тебя. В пантеоне гаитян - нации, сплавленной из множества африканских племен, - насчитывается свыше тысячи богов. Некоторые из них особенно любимы; их имена чаще всего поминаются во время экстатических ритуалов.

Вот, например, Легба - бог дагомейских народов фон и йоруба. Легба - хранитель врат в потусторонний мир. Без его помощи не открыть врата, не добраться до демонов и духов. Поэтому с самого начала церемонии взывают к нему: да распахнутся врата! Людей, одержимых Легбой, видно сразу. Ведь сам он - старый хромец. Вот и люди, кого он взял в оборот, теряют способность нормально двигаться. Их словно парализует; некоторые из них оцепенело лежат на земле не в силах тронуться с места.

На других нападает змеиный бог Дамбаллах, также завезенный сюда из Африки. Он особенно любит воду. Если поблизости протекает река, одержимый им может броситься в нее и утонуть. Поэтому в святилищах ставят обычно чаны с водой, чтобы и демона ублажить, и людей сохранить.

Можно стать добычей и Барона Самеди, или Геде. Это - ужасный бог царства мертвых. Известно, что он носит фрак и курит трубку, а потому эти реквизиты заранее приготовлены. Любит Геде и ром, особенно если кинуть в него стручки жгучего перца. Жертва, выбранная Геде, бросается к бутылке и может разом выпить ее до дна. Ученые только разводят руками, когда наблюдают таких ромохлебов. Простые зеваки понимающе кивают: в самом деле, на такое способен лишь бог.

А что говорят невольные "ходячие отели", приютившие на несколько часов своевольных божеств? Они-то как раз и помалкивают в тряпочку. Придя в себя после празднества - а это бывает подчас лишь на следующее утро, - они ничего не помнят. Зато в своем исступлении они словоохотливы не в меру: только и сыплют пророчествами и предсказаниями, выпаливая их собравшимся рядом людям. Такова она, гаитянская ночь с богами!

В кубинской "сантерии", наоборот, состояние транса играет второстепенную роль. Здесь пророчествует сам священник, "бабалоа". Его задача очень трудна, поэтому подобные жрецы долго - целых десять лет - учатся своему ремеслу. Зато потом обретают способность запросто балаболить с богами.

Свинья в начале "славных дел"

Когда-то их предкам, вывезенным из Африки, оставалось только одно - говорить со своими богами. А те могли даровать этими стойким в вере горемыкам одно, но необычное утешение: боги нисходили в души рабов, ободряли и утешали их, помогали забыться и впасть в транс, чтобы обрести свободу.

Белые плантаторы не разбирались в африканских культах, но инстинктивно чувствовали угрозу. В 1685 году французские колониальные власти запретили любые языческие церемонии и культы. Рабов насильно крестили. Специальным декретом им разрешили участие лишь в христианских богослужениях.

Рабам требовалось немало смекалки, чтобы обойти запреты. Наконец, кого-то осенило назвать исконных африканских богов именами католических святых. (Слово "сантерия", кстати, так и переводится: "вера в святых".)

Придумано - сделано. Так, хранитель врат Легба превратился в святого ключаря Петра. Дамбаллах, повелитель змей, превратился в святого Патрика - благо, тот легендарный епископ недурственно разбирался в змеях, раз избавил от них Ирландию. Нашелся свой двойник даже у непорочной Девы Марии - прекрасная Эзили, богиня любви и плодородия.

Французские священники не уставали изумляться пылу и рвению, с которыми их новая паства - черные невольники - почитала христианских святых. Неофиты молились им до экстаза; они пели и танцевали перед их изображениями. Вот только к Господу нашему Иисусу Христу эти язычники были постыдно равнодушны: странным образом для Него не нашлось авторитетного двойника - прирожденного африканца.

Белые хозяева Вест-Индии дивились на свой "работящий скот", просветленный христианской верой, но не могли и подозревать, какие темные силы вызывали из небытия их рабы, молясь своим петрам и патрикам. На Гаити - в ту пору французском владении - культ вуду, в конце концов, вдохновил рабов на беспощадную борьбу со своими господами.

Четырнадцатого августа 1791 года, через два года после взятия Бастилии в Париже, гаитянские негры начали свою великую революцию. В тот день они собрались в местечке Буа-Кайман, помолились своим двуликим богам, зарезали свинью и, впав в транс, отправились резать людей. Они врывались в дома плантаторов и убивали всех, кого застали. Они захватывали целые города, не оставляя в живых ни одного белого - ни женщину, ни ребенка. http://i025.radikal.ru/0804/d1/b2058dd1f049.jpg

Так началось восстание, которое вылилось в геноцид французского населения на Гаити. Новелла известного немецкого писателя Генриха фон Клейста "Обручение на Сан-Доминго" (1811) хорошо передает атмосферу тех дней, когда "жестокое, неслыханное озлобление охватило всех жителей этого острова".

Наконец, в 1804 году страна получила независимость. К этому времени уцелевшие в резне католические священники давно бежали с "зачумленного острова свободы". Официальной религией Гаити провозгласили культ вуду. В ответ американские и европейские страны объявили "кровавым язычникам" бойкот. Страна оказалась в экономической изоляции. Лишь когда в 1860 году гаитянские власти разрешили католическим священникам вновь приезжать в страну, бойкот был снят. С этого времени миссионеры неустанно стремятся отвадить "бедных язычников" от "злой веры" - но тщетно.

Греческий Олимп при Олодумаре

Заповеди Иисуса Христа так и не переубедили "отчаянных танцоров". Тем более что было бы неточно сводить культ вуду лишь к экстатическим пляскам. Это - самая настоящая религия, очень древняя религия со своим "богом-отцом", который не имеет ничего общего с христианским Творцом. На Гаити его называют на французский манер Bondieu. На Кубе он и вовсе сохранил свое исконное африканское имя Олодумаре.

Этот бог отличается от христианского Творца прежде всего тем, что его окружают многочисленные божества. Конечно, при желании их можно сравнить с сонмом ангелов - вот только "ангельского" в них немного. Скорее, они напоминают - если уж искать привычные аналогии - греческих богов, обступающих Зевса. Они так же то добры, то злы, то милостивы, то коварны, то глухи и немы, то назойливы и сварливы. Как и божества греков (вспомните всех этих духов рек, лесов, источников!), они находятся где-то рядом с людьми. Они требуют внимания и поклонения. Им сооружают алтари и церкви, пусть самые скромные, пусть похожие на убогую "хижину дяди Тома". Ради них впадают в транс, чтобы дать им хоть ненадолго облечься в человеческую плоть. Им приносят в жертву животных, спеша поделиться с этими незримыми странниками лучшим угощением. (Так, другие народы спешили угостить незнакомого путника, ибо странствовать по земле в образе человека могут и боги.)

"Бог-отец", мнимые "ангелы" - вот, пожалуй, и все, что может напомнить в культе вуду христианство. Это - кардинально разные религии. Так, приверженцы вуду не знают Страшного Суда. Для них Царство земное и Царство небесное вечны. Человек же наделен двумя душами.

* Одна душа - gros-bon-ange, "большой добрый ангел" - наделяет человека определенной индивидуальностью. Еще до рождения - "до прибытия на Землю" - каждый из нас был таким ангелом. После смерти человек вновь станет ангелом и вернется к предкам в "Гвинею". Страна эта не имеет ничего общего с тремя африканскими Гвинеями. Это - блаженное царство, страна мечты. В минуты транса "большой добрый ангел" вылетает из тела человека, и его место занимает бог. "Ангел" и сам со временем может стать богом, когда многое познает и наберется мудрости.

* Другая душа - ti-bon-ange, "маленький добрый ангел" - это наша совесть, своего рода наш ангел-хранитель. Это - искра, которую заронил в нас бог. Она теплится, пока мы живем. После нашей смерти она вернется к богу на небеса.

Любые несчастья, постигающие нас, вызваны либо гневом богов, либо насланным на нас колдовством. Помочь могут обереги, талисманы, амулеты, отгоняющие от нас злую волю. Или мази, делающие тело неуязвимым (вот и вспомнилось снова греческое: Ахиллес и его пята). Или же защитят жертвы, принесенные богам, и празднества, проводимые в их честь. Подобная вера в магию долгое время не чужда была и христианам: ведь если скисло молоко или околела буренка, кто ж виноват, "окромя ведьмы"?

Зомби на трудовом фронте

Впрочем, культ вуду не только защищает, но и - вот мы и вступаем в область голливудских иллюзий - помогает расправиться с врагами. Горе тому, кто вздумал навлечь на себя гнев поклонника вуду! На него обрушится вся мощь черных колдунов. Можно, например, изготовить куклу врага и расправиться с ней. Кукле придают не только портретное, но и телесное сходство с жертвой: к ее картонной фигурке приклеивают волосы или кусочки ногтей, срезанных у этого имярека. Затем куклу зарывают в грязь. Она тлеет - человек гибнет. Если не нравятся земляные работы, можно воспользоваться другой куклой, скорее напоминающей детскую игрушку. Считается, что эта "игрушка" крайне опасна: вонзая в нее иглы, отнимают здоровье врага. Каждый укол в какую-то часть куклы оборачивается у заговоренного человека то прострелом в спине, то ломотой в руке, а то и мертвящей болью в сердце.

Порой можно обойтись даже простым проклятием. На Гаити это тоже часто помогает. Если жертва узнает, что ее прокляли, то ей и впрямь может стать худо. Главное, чтобы человек уверовал в грозящую ему беду. Тогда все в нем обмирает от страха.

Особенно много странных слухов связано с "зомби". Конечно, даже гаитянские маги не в силах оживить мертвецов, но слухи, тем не менее, совсем не беспочвенны. Когда-то в "ходячих мертвецов" превращали отступников, вздумавших покинуть тайное общество "Бизанго". В наши дни "наемные колдуны" на Гаити так изощренно расправляются с врагами. В начале восьмидесятых годов гарвардский профессор Уэйд Дэвис сумел довольно убедительно объяснить тайну зомбирования.

По всей видимости, жертв отравляют тетродотоксином - ядом, добытым из тела некоторых рыб. Этот яд парализует жертву так, что ее оцепенение принимают за смерть. Несчастного погребают в склепе (на Гаити не принято опускать покойника в могилу), а склеп этот ничуть не напоминает привычную нам пышную усыпальницу ("ведь бедные же люди живут на острове!"). Дня через два колдун прокрадывается в склеп, и, если он не напутал с дозой, возвращает человека к жизни. Возвращает, чтобы тут же дать ему еще один яд - дурман. Жертва его манипуляций становится подобием идиота: забывает себя и безвольным животным плетется за новым хозяином. Что делать с этим воскресшим человечком?

На Гаити поговаривают, что так просто мертвецы не пропадают из склепов. Оживив, их превращают в рабочий скот. Теперь, забыв о своей прежней жизни, они - наперегонки с мулами - будут ишачить на своего хозяина, которому надо заботиться лишь о порции корма для этого "двуногого животного".

Еще вероятнее следующее объяснение. В нищей республике Гаити у государства нет денег, чтобы содержать в больнице психически больных людей, а также людей, страдающих серьезными нервными расстройствами. В беспамятстве они шатаются по городам и селениям - расхристанные гаитянские бомжи. Иная семья зазовет к себе вот такого "зомби", давно забывшего свое прошлое, приветит его, покормит, оставит у себя жить и помогать по хозяйству. Соседям объявляют, что нашелся пропавший родич, "вернувшийся с того света". Делается это недаром: семьи, в которых есть свой "оживший мертвец", пользуются на Гаити уважением. Стало быть, людям этим благоволят боги, раз вернули умершего было родственника, пусть он и "седьмая вода на киселе". В последнее время несколько раз проводились ДНК-анализы подобных "родичей". Всякий раз выяснялось, что своим хозяевам он - чужой по крови человек.

Следует добавить, что сама обстановка на Гаити располагает к появлению легенд о зомби. Долгое время Гаити было во власти диктаторов из семейства Дювалье. Они безжалостно расправлялись со своими противниками, а чтобы скрыть следы, объявляли их жертвами культа вуду. Население на Гаити в основном неграмотно, и подобные слухи легко принимались людьми на веру. Страх перед "зомбированием" распространился здесь настолько, что новым властям страны пришлось принять закон, по которому подобный ритуал приравнивается к убийству.

Вуду в США

Культ вуду процветает не только на островах Вест-Индии, но и, например, в США. Нигде в мире численность приверженцев этого культа не растет так быстро, как в Штатах. Здесь африканским богам поклоняются еще с тех времен, когда на плантации стали привозить рабов из Африки. В начале ХIХ века плантаторы, напуганные резней на Гаити, стали искоренять зловещую веру. Однако она благополучно дожила до наших дней, смешавшись и здесь с христианской символикой.

Те, кому доводилось посещать богослужения баптистов афроамериканского происхождения в южных штатах США, непременно обращали внимание на то, как исступленно здесь веруют в Иисуса, буквально впадая в транс или теряя сознание во время молитвы, проводимой под громкую, ритмичную музыку. Именно в Новом Орлеане, где особенно силен культ вуду, родился джаз - изначально музыка языческих африканских культов. В сельских районах южных штатов США еще и сегодня можно встретить людей, сведущих в старинных богах.

В США можно найти немало приверженцев и другого карибского культа - сантерии. После революции 1959 года, организованной Фиделем Кастро, Че Геварой и их сподвижниками, с острова Кубы бежали тысячи адептов сантерии. Они осели в Майами, Нью-Йорке и других крупных городах США. Там жрецы этого культа нашли благодатное поле деятельности. Немало темнокожих американцев увлеклись экзотической религией - "подлинно африканской", как говорили о ней.

Одетые во все белое, приверженцы сантерии разгуливают по улицам крупных американских городов. В одном только Нью-Йорке действует более сотни "ботаникс" - магазинов, где торгуют растительными снадобьями и культовыми принадлежностями: маслами, тиглями, изображениями африканских богов, по-прежнему стилизованных под католических святых. В некоторых магазинах даже торгуют жертвенными животными - петухами и козами. В Интернете насчитывают сотни сайтов, посвященных сантерии.

Разумеется, многие относятся настороженно к соседству со зловещими жертвопоклонниками. Так, в 1987 году власти американского города Хилеа в штате Флорида запретили местному жрецу сантерии приносить в жертву своим богам животных. Тогда тот обратился в суд. Его жалоба прошла все инстанции. Наконец, в ноябре 1993 года Верховный суд США удовлетворил жалобу язычника, ведь конституция страны провозгласила свободу вероисповедания - в отличие от права животных на жизнь.

Боги вуду и сантерии оказались сильнее слепой буквы закона. Подобные истории лишь множат число людей, готовых совершать кровавые жертвы во славу своих демонических богов. Мощь древних культов пока неколебима.

Александр Зайцев

+1


Вы здесь » MARZ xXx » Галерея Ужасов » Вуду